Краткая история 1-й церкви ЕХБ Бердянска
Очень многие молокане обращались к Богу и принимали крещение по вере. Вскоре в селах образовались крепкие баптистские церкви. Уже в 1884 г . в Ново-Васильевке прошел первый съезд «русских» баптистов (больше украинских, но в то время правительство боролось со всем, что имело отношение к украинскому народу и его культуре). На этом съезде присутствовали пресвитеры (руководители) и служители баптистских церквей из трех вышеупомянутых сел. Из их числа такие служители, как А.А. Стоялов, В.Р. Колодин и позже Ф.П. Балихин были назначены миссионерами, которые посещали различные населенные пункты Таврической и Екатеринославской губерний, проповедуя спасение по вере в Господа Иисуса Христа и поддерживая верующих.
Однако вскоре баптистские церкви столкнулись с серьезным противостоянием со стороны господствующей церкви и правительства. Особенно сильные гонения постигли баптистов после выхода указа обер-прокурора Священного Синода Победоносцева «О признании штундистской секты (так тогда зачастую называли баптистов – Авт.) особо вредной, и воспрещении штундистам общественных молитвенных собраний». Однако ужасные гонения (их даже не хочется описывать), которые пережили наши братья, только укрепили и закалили служителей баптистских церквей.
Гонения на баптистов на государственном уровне стали ослабевать и прекратились после указов «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апреля 1905 г .) и «О порядке образования и действия старообрядческих и других общин...» (17 октября 1906 г .).
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ДО 1917 г .
Среди верных служителей, переживших гонения, были два человека, которые имели непосредственное отношение к образованию Бердянской церкви. Это были пресвитер Астраханской общины евангельских христиан-баптистов (которая, кстати первая в Таврической губернии после указа 1906 г . официально зарегистрировалась в 1907 г .), Федор Прохорович Балихин и проповедник церкви села Ново-Спасское Иван Васильевич Бабенко. В 1906 г . они стали приезжать в г. Бердянск с проповедью Евангелия.
По свидетельству наших предшественников, которые уже давно с Господом в вечности, первые обращения и собрания для богослужений небольшой группы бердянских баптистов начались в 1907 г .
Одним из первых обращенных был Захар Федосеевич Бондаренко. Уже в следующем году деятельность группы попала в поле зрения сначала представителей господствующей церкви, которые увидев в баптистах успешных конкурентов, решили в зародыше уничтожить их церковь. Поскольку из-за указов 1905 и 1906 годов полицию привлечь было нельзя, они начали писать доносы в губернское правление и епископу. Именно из этих доносов, сохранившихся в государственных архивах Украины, мы больше узнаем о зарождении баптистской церкви в г. Бердянске.
Из рапорта Таврическому епископу от священника Федора Суковниченко мы узнаем, что «в Покровском приходе г. Бердянска на чугунно-литейном заводе появились штундо-баптисты, наняли для своих собраний особое помещение и занимались пропагандою своего лжеучения». Этот священник избрал очень разумный метод противостояния баптистам, а именно проведение разъяснительных бесед с членами своего прихода по основным догматам баптистов. Далее он испрашивает архипастырского мнения, как продолжать борьбу. И на этом документе мы видим сделанную неразборчивым почерком резолюцию Алексея, Епископа Таврического, которая показывает отношение этого человека к баптистам: «Предлагаю читать по русскому тексту Св. Евангелия и объяснять особенно им (прихожанам, жителям Бердянска – Авт.) места, на которые дерзнули нечестивцы штундисты ссылаться, чтобы обосновать себя».
Несмотря на противодействие православия, все больше и больше людей обращалось к живой вере в Бога, желало изучать Библию и стремилось на собрания баптистов. Это многих не устраивало. Например, Союз русского народа г. Бердянска в доносе от 15 марта 1909 г . просил запретить баптистам собираться на основании того, что среди них нет жителей Бердянска. Губернское правление поручило полиции расследовать это дело (в котором, кстати, баптисты были полностью оправданы), благодаря чему мы имеем подробную информацию о жизни Бердянской церкви в период ее становления. Здесь мы убеждаемся в том, как Бог, может злые намерения людей обратить в пользу Своих детей. Итак, вот что пишет исполняющий обязанности полицеймейстера г. Бердянска капитан Кирсанов:
Рапорт.
Во исполнение предписаний от 23 января и 24 марта с.г. за № 926, 3086, с представлением переписки по письму Его Преосвященства Епископа Таврического и Симферопольского от 19 Марта, доношу Губ. Правлению, что по собранным сведениям:
1/ В городе Бердянске, с прошлого 1908 года существуют молитв. собрания части членов Астрах. общины русских евангельских христиан баптистов под управлением Пресвитера Балихина, каковая община утверждена постановлением Губернского Правления от 12 ноября 1908 года /дело № 252 - 1908 г ./
2/ Собрания баптистов для чтения Слова Божия в Бердянске допускаются с ведома и разрешения Г.Таврич. Губернатора, о чем выражено в предписаниях Его Превосходительства от 22 сентября 1908 г . за № 9396 и 5 февраля с.г. за № 1373, при чем таковые происходили по началу в домах Саламатникова и Горохова, в предместьи города Немецкой колонии, а ныне происходят в доме иностранца Тубино, по Садовой улице, под наблюдением членов вверенной мне Полиции,
3/ Собрания бывают, преимущ. в воскресные и праздничные дни, с свободным доступом на них всех желающих послушать учение сектантов.
3/ Собрания бывают, преимущ. в воскресные и праздничные дни, с свободным доступом на них всех желающих послушать учение сектантов.
4/ Членов баптистов назв. общины посещающих собрания в Бердянске, насчитывается, по посл. сведениям до 26 человек, именной список их при сем представляется, кроме них на собрания являются из любопытства и православные, в общем на собр. бывает до 50 и более душ обоего пола.
5/ По данным наблюдениям чинов Полиции, открытой пропаганды со стороны баптистов, в смысле совращения православного населения, равно и особого враждебного настроения последних против действий баптистов не замечается, но при этом были обнаружены случаи раздачи Пресвитером баптистов брошюр религиозного содержания, а также было желание поставить вывеску на помещении собрания баптистов с подробным расписанием дней и часов собраний их, что мною не допущено, из числа брошюр, кои были раздаваемы, при сем прилагаются три экземпляра.
Итак, пред нами открывается прекрасная картина жизни первых евангельских верующих города Бердянска. Кроме того, у нас есть список их фамилий.
Здесь обращает внимание, что баптистская церковь в Бердянске называется «собранием части членов Астрах. общины русских евангельских христиан баптистов под управлением Пресвитера Балихина», и Ф.П.Балихин записан в списке под номером 26. Почему?
Дело в том, что в соответствии с указом 1906 г . регистрация поместной церкви возможна лишь в том случае, если она насчитывает не менее 50 совершеннолетних верующих. В Бердянске их было только 25, так же во многих других населенных пунктах существовали небольшие группки верующих. Пастор зарегистрированной церкви с. Астраханка, Балихин, понимал, что эти группки нуждаются в духовной поддержке, руководстве и официальном статусе для их успешного существования. Поэтому, пользуясь статьей закона, которая дает право распространять влияние зарегистрированной церкви на те регионы и населенные пункты, в которых проживают лица, имеющие отношение к этой церкви, Балихин официально распространил влияние Астраханской церкви ЕХБ на всю Тварическую губернию, взяв таким образом под свою опеку множество маленьких групп верующих, в том числе и в Бердянске.
Так, к 1912-13 годам в Бердянске было уже 36 баптистов, и согласно докладу чиновников, занимавшихся статистикой, это количество быстро росло. Где-то в это время к вере в Бога пришел житель Бердянска Иван Дмитриевич Ветров. В скором времени, как сказано в рапорте Бердянского полицийместера, он стал исполняющим обязанности проповедника (по сути пресвитером) нашей церкви, который в отсутствии Балихина официально руководил церковью.
Дело Божье распространялось, и в 1915 году в Бердянске, согласно того же рапорта, насчитывалось «21» семейство, составляющее «72» человека, которые собирались в разрешенном молитвенном доме, находящемся в доме Латышева, по Жуковской улице».
Годы с 1910 по 1915, несмотря на некоторое противодействие со стороны господствующей церкви, были для баптистских церквей более-менее спокойные. Несмотря на то, что согласно указу 1910 г ., для регистрации церкви было достаточно уже 25 подписей, Бердянская церковь упустила возможность зарегистрироваться как отдельная община, не зависимая от Астраханской. А вскоре, в 1914 г ., началась первая мировая война. Враги баптистов, воспользовавшись ситуацией, тут же обвинили баптистов в измене, нежелании защищать родину и шпионских связях с германскими баптистами. Несмотря на то, что это не соответствовало истине, о чем неоднократно писал Балихин в правительство губернии и России, перечисляя героические поступки баптистов в деле служения своей родине, «Главный Начальник Одесского Военного округа, рассмотрев представление Таврического Губернатора о вредной деятельности существующих в Таврической губернии сектантских общин… постановил: нижеследующия сектантския организации легализованныя в установленном порядке закрыть на все время состояния Таврической губернии на военном положении:
I/ пять общин «русских евангельских христиан-баптистов» в селах Бердянского уезда – Астраханке, Ново-Васильевке, Ново-Спасском и Петропавловке и в селе Тимошевке, Мелитопольского уезда
20 марта 1915 г .»
Вместе с закрытием Астраханской церкви были запрещены и собрания Бердянской общины. Больше того, 28 марта 1915 г . бердянскому полицеймейстеру пришло распоряжение вице-губернатора с требованием выслать под гласный надзор полиции «проповедника Астраханской общины евангельских христиан баптистов в городе Бердянске мещанина Ивана Дмитриева Ветрова и бердянского мещанина Федора Семенова Вержиковскаго» в Томскую губернию (вместе с ними был отправлен и Ф. П. Балихин). 11 апреля 1915 г . бердянский полицмейстер доложил о выполнении данного распоряжения.
Казалось, все кончено : богослужения запрещены, руководители отправлены в ссылку, полиция взяла под негласный надзор остальных членов общины, еще чуть-чуть и церковь прекратит свое существование. Однако это не входило в Божьи планы.
Бог побудил одного из бердянских баптистов, Василия Васильевича Приходько, 32 лет от роду, взять на себя нелегальное руководство общиной. Будучи управляющим в торговой лавочке сосланного Вержиковского, он собирал там, а также на квартирах Вержиковского и Афанасии Бондаренко, по ул. Дачной,небольшие группы верующих для совместного чаепития, а заодно и совместной молитвы и изучения Библии. Кроме того, он проповедовал Евангелие покупателям, приходящим в лавочку для покупок. И, несмотря на то, что он иногда по неопытности или ревности позволял себе критиковать господствующую церковь и войну (как говорилось в анонимных доносах), его служение сплотило церковь и помогло ей выжить в трудные годы. (Информацию о служении Приходько мы имеем благодаря подробному полицейскому расследованию его деятельности).
Впрочем, настал час и Василия Приходько. Он был обвинен во «вредной для государственного порядка и общественного спокойствия деятельности» и 15 октября 1916 г . выслан в Томск под гласный надзор полиции. А вскоре в стране начались перемены : произошла Февральская революция 1917 г . Уже 18 марта Томскому губернскому комиссару летит телеграмма от Таврического губернского комиссара :
ТОМСК
Губернскому Комиссару
В виду телеграммы Главнаго Начальника Округа Генерал Губернатора № 2685 прошу представить свободным выезд родину из Томской губернии Федору Балихину, Ивану Ветрову Федору Вержиковскому Сергею Бояринцеву Фридриху Шенеману Ивану Тарасенко Федору Кожевникову, Алексею Масюту Федоту Мартыненко Якову Козорезу и Григорию Остапцу и Василию Приходько (написано сверху строки как вставка от руки – Авт.) высланным в разное время периода войны из Таврической губернии за сектанскую пропаганду точка О последующем благоволить телеграфировать
Губернский Комиссар Харченко.
17 мая 1917 г . он шлет телеграмму следующего содержания:
Уездным Комиссарам Таврической губернии и Начальнику Симферопольской Городской Милиции.
Согласно телеграмме Одесскаго Генерал-Губернатора прошу широком оповещении что закрытые до переворота сектанския баптистския общины и их молитвенные дом могут свободно открываться без особаго разрешения № 841.
Открылись церкви, вернулись из ссылок и заключений выжившие служители. Наступил новый этап в истории церкви ЕХБ Бердянска.
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД с 1917 по 1945 годы
В 1918 г . пресвитером церкви был избран вернувшийся из ссылки Иван Дмитриевич Ветров. Наступило время затишья, церковь быстро росла и развивалась. По свидетельствам очевидцев, в 20-х годах она насчитывала около 200 членов, из которых около 70 были молодые люди. В 1927 г . церковь посетили руководители Всеукраинского союза баптистов А.П. Костюков и А.М. Букреев и другие благословенные служители.
Церковь была очень дружной, и во время голода в начале 30-х те, кто имел достаток, делились с теми, кто испытывал нужду. Одна сестра свидетельствовала, что во время голода, когда она приходила к кому-либо из верующих в гости, то её сразу же спрашивали, ела ли она.
В довоенные годы проповедники из Бердянска часто посещали небольшие церкви в окрестных селах. Это был очень жертвенный труд. Так, проповедник Бердянской общины Матвей Иванович Педан каждое воскресенье ходил пешком в с. Осипенко. Утром, когда жители села ехали на подводах на базар, - он шел им навстречу, а после обеда, когда они возвращались в село, он возвращался в город. Таким образом, не встречая попутного транспорта, брат преодолевал пешком около 50 км .
В конце 20-х годов на церковь стало усиливаться давление со стороны государства. Начался тяжелый кровавый период в истории церкви. В 1937 г . руководителя молодежи Бердянской церкви, Антона Васильевича Бондаренко, арестовали по ложному доносу прямо на рабочем месте. Вскоре он умер в тюрьме. 23 марта 1938 года были арестованы руководители церкви: И.Д. Ветров, Ф.С. Вержиковский, З.Ф. Бондаренко и М.И. Педан. От них требовали подписать признание в намерениях взорвать механический завод – в обмен на свободу. Пресвитер Ветров сказал, что за Христа они готовы умереть, но ложь подписывать не будут. Их отправили на Север, в дальние лагеря, без права переписки, откуда они уже не вернулись.
Сильные гонения не могли не повлиять на жизнь церкви. Церковь не прекратила существование, но сильно уменьшилась. По официальным данным, в 1940 г . в Бердянском (в то время Осипенковском) районе насчитывалось всего 45 баптистов, и тех советская власть считала асоциальными элементами.
Вскоре тяжелое время гонений сменилось облегчением – в период немецко-фашистской оккупации. Немцы благосклонно отнеслись к церкви и дали разрешение использовать для легальных богослужений часть здания городской еврейской синагоги. Все эти годы служение пресвитера верно нес Сафрон Ильич Скорлупин.
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД С 1945 ПО 1988 ГОДЫ
В 1945 г . в связи с выездом С.И. Скорлупина пресвитером был избран Митрофан Никифорович Василец, который и нес это служение до 1968 г . Сложно представить, как, имея всего 2 класса образования, он мог долгие годы учить церковь и мудро руководить ею. Одно можно сказать : Бог обильно благословил этого труженика и Сам давал ему силы и мудрости в служении в это нелегкое время. Кратко охарактеризовать его служение можно словами отчетов руководителей Союза в журналах Братский Вестник за 1960 и 1963 годы:
«В Бердянской общине пресвитером является брат М. Н. Василец. Хотя он физически слабый, но способный брат, который любит дело Божье и удовлетворяет общину своим служением. Господь обильно благословлял собрания, в которых я принимал участие во время пребывания в общине».
«Бердянская община живет здоровой духовной жизнью. Пресвитером в ней хорошо трудится брат М. Н. Василец. При моем посещении он просил освободить его от служения по причине слабого здоровья. Но после нескольких бесед с ним и по настоянию общины брат М. Н. Василец дал согласие остаться на должности пресвитера».
Об успешном служении брата свидетельствует так же и количественный рост церкви. По состоянию на 1 октября 1968 г . она насчитывала уже 189 членов. Однако в 1968 г . по состоянию здоровья М.Н. Василец попросил себе замену, и на пресвитерское служение был избран Николай Филиппович Алтунин. В то непростое время брат проявлял твердость и принципиальность в управлении церковью. Когда власти требовали подавать поименные списки крещаемых за неделю до совершения крещения, он подавал за один день, и не списки, а только количество человек. (Ведь за неделю они могли так обработать человека, что тот не только мог не принять крещение, но и вообще перестать посещать церковь). Когда власти высказывали свое возмущение, Николай Филиппович говорил, что это решение церкви, и оно не подлежит изменению или обсуждению.
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ С 1988 г .
5 августа 1979 г . пресвитером церкви был избран Иван Николаевич Логвиненко. Это был мудрый, спокойный брат. Его проповеди всегда были очень назидательными и понятными. В период его служения состоялся 27-й съезд Компартии, когда был взят курс на перестройку и гласность, и давление власти на церковь стало ослабевать.
В 1988 г . в результате конфликта с арендодателями (к сожалению, членами церкви в то время,) церковь вынуждена была искать новое место для богослужений. Было принято решение купить участок и строить Дом молитвы. Несмотря на благоприятную обстановку, вначале стройматериалы завозились тайно, по ночам. Люди жертвовали свои сбережения, снимали деньги со сберкнижек. Кстати следует отметить, что те, которые не решились пожертвовать свои сбережения на строительство, вскоре потеряли их в результате финансового кризиса в начале 90-х.
Дом был построен в рекордные сроки, всего за 5 месяцев. Когда шла внутренняя отделка и стены украшались лепкой, один из руководителей города, зайдя посмотреть, с удивлением сказал: «Да, советская власть еще не всех умельцев уничтожила».
Так, благодаря самоотверженному труду верующих, их жертвенности и благословениям Божьим, Бердянская церковь ЕХБ с 1988 г . начала собираться в собственном Доме молитвы. История этой стройки еще раз свидетельствует о величии нашего Бога и о том, что Он может зло (конфликт с арендодателями) в любой момент обратить в добро (собственный Дом молитвы).
В новых условиях, в независимой Украине церковь начала быстро развиваться. Особенно успешным было служение благовестия.
Бердянская молодежь, одна из первых в Запорожской области, а может, и в Украине, в конце 80-х освоила служение уличной евангелизации. Практически каждое воскресенье после утреннего богослужения группа молодежи шла на центральную площадь города петь христианские песни и проповедовать о Христе. Собирались огромные толпы желающих услышать Евангелие. Однажды из огромной толпы, окружившей группку верующей молодежи, прозвучал вопрос: «А вы кто такие?» – «Мы евангельские христиане-баптисты», был ответ. «А вы что – есть?» (в смысле «разве вы существуете?»)
На протяжение последующих лет церковь значительно возросла и сегодня насчитывает около 300 членов церкви. В результате ее служения были образованы 2-я и 3-я бердянские церкви и целый ряд церквей в окрестных селах. Александр Иванович Молибог несет благословенное служение пресвитера церкви с 1997 г .
23 сентября наша 1-я Бердянская церковь ЕХБ отметила 100-летний юбилей. До сего места помог нам Господь. Слава Ему!
Сергей Сизоненко, пастор, преподаватель Запорожского библейского колледжа и семинарии.